Люблинская уния

Люблинская уния

Люблинская уния (польск. Unia lubelska) — государственный союз (уния) между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало федеративному государству, известному как Речь Посполитая.

Сейм в Люблине начался в январе 1569 года и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож — за сохранение самостоятельности. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля того же года утверждён раздельно польскими и литовскими депутатами на общем сейме в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.

Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского, стоявшего на грани военной и политической катастрофы в Ливонской войне и воспринимавшего унию как вынужденную меру, вызванную главным образом «московской угрозой». Под прямое управление Короны Польской по условиям Люблинской унии были переданы обширные территории Литовской Руси — ПодляшьеВолыньПодолье и Среднее Поднепровье, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Ввиду значительно более высокого потенциала Польши Люблинская уния означала фактическое поглощение литовского государства польским, а также начало процесса полонизации литовской и русской шляхты.

ЛЮБЛИНСКАЯ УНИЯ

Процесс объединения Польши и Литвы, который был начат заключением в 1385 г. Кревской унии, через двести лет завершился подписанием унии в Люблине. В Украине этот союз оценивают неоднозначно, учитывая политику Польши на принадлежащих ей непольских территориях. В любом случае, образование в Восточной Европе нового колоссального по размерам государства стало важным событием эпохи не только для восточноевропейского региона, но и для всего континента.

Польша с давних пор стремилась заключить прочный союз с Литовским государством. Союз с Польшей должен был помочь литовским магнатам лишить влияния магнатов украинских и белорусских. С другой стороны, литовцы опасались оказаться в роли подчиненной нации.

За такой союз безоговорочно выступало местное литовское и украинское среднее и мелкое дворянство, надеясь избавиться от владычества крупных землевладельцев и получить те же традиционные привилегии, которыми обладали польские шляхтичи. На тот момент Польша представляла собой своеобразную дворянскую республику с сеймом и выборным королем, в которой каждый шляхтич мог «ставить палки в колеса» самому монарху. В Литве же вся власть принадлежала магнатам — они входили в великокняжеский совет, занимали высшие административные должности. Сторонником полной унии был великий князь Литовский, он же король польский Сигизмунд Август.

Ситуация в Литве осложнилась с началом в 1558 г. войны между Московией и Ливонским орденом. Литва приняла участие в боевых действиях на стороне ордена. В 1563 г. русское войско заняло литовский Полоцк (Белоруссия). Литовское государство оказалось в критическом положении, для продолжения войны требовались деньги и войско, а с этим как раз были проблемы.

В конце 1568 г. был назначен сейм в Люблине, в котором должны были принять участие представители литовских сословий. Работа сейма началась в январе 1569 г. Поляки требовали совместных заседаний, однако литовцы не соглашались с этим предложением. Литовское видение унии (с сохранением широкой автономии) не совпадало с польским (со слиянием государств в одно). Послы Литвы — крупные магнаты Острожский, Ходкевич, Радзивилл — решили сорвать съезд. Они тайно покинули Люблин, чтобы собрать ополчение для борьбы против унии.

В ответ Сигизмунд Август при поддержке польских магнатов и шляхты обеих стран издал универсал об отделении от Литвы и присоединении к Польше Волыни и Подляшья. Вскоре последовал еще один универсал — о присоединении к Польше Киевщины и Брацлавщины. Фактически правитель обоих государств сам себе дарил области, «не мытьем, так катаньем» добившись решения вопроса о воссоединении.

Территория Великого княжества Литовского уменьшилась вдвое. Литовские послы, убедившись в невозможности организовать серьезное вооруженное сопротивление, в начале июня вернулись на сейм. Они просили не отбирать у них имения и сохранить определенную автономию их страны. 28 июня была подписана Люблинская уния.

1 июля 1569 г. документ был утвержден отдельно польским и литовским сеймами. Люблинская уния предусматривала объединение Литвы и Польши в новое государство — Речь Посполитую (в переводе — «Общее дело», т. е. республика). Согласно унии, предусматривалось избирание совместно польскими и литовскими феодалами короля, а также общие сейм (собиравшийся, правда, только в Польше), казна, денежная единица и внешняя политика. Литва сохранила автономию только в местном управлении, организации войска и судопроизводстве. Ее государственным языком оставался русский (белорусский).[1] Перед поездкой на общий сейм литовцы собирались на свой Головной сейм, где часто высказывали свое недовольство поведением поляков. Де-юре государственность Литвы была ликвидирована конституцией 1791 г.

Из всех украинских земель под властью Литвы остались только области Берестечка и Пинска, которые граничили с Белоруссией. Ливония объявлялась общим владением. Сейм закончил свою работу в середине августа 1569 г.

Что касается территории Украины, то она была разделена на шесть воеводств: Русское, Белзское, Волынское, Подольское, Брацлавское и Киевское. Воеводства делились на уезды, которые возглавляли старосты, назначаемые польским королем. В каждом уезде вводились городские и земские суды. В судебно-административных учреждениях Волынского, Брацлавского и Киевского воеводств применялись нормы Литовского Статута 1529 г. Судопроизводство велось на украинском языке. Высшей судебной инстанцией был Люблинский трибунал. Органами шляхетского самоуправления являлись сеймики в волостях и уездах. Князья и магнаты были уравнены в правах со шляхтой, хотя на практике имели, конечно, гораздо больше влияния. Крупные феодалы в Украине чувствовали себя настоящими королями в своих обширных владениях. Естественно, многие земли попали в руки польских феодалов, которые устроили на них привычные фольварки. Король щедро раздавал «ничьи» земли, на самом деле принадлежавшие свободным крестьянам. Усиливался процесс «второго закрепощения крестьян», который в большей мере относился к Восточной Европе. Крестьяне возненавидели новых хозяев, из-за чего началось массовое бегство на восток, за Днепр. Шляхта же освободилась от налогов и военных обязательств.


[1] Он был заменен на польский лишь в 1697 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *